Нарметова Елена Александровна, воспитатель МАДОУ №12 "Детский сад комбинированного вида"

Патриотическое воспитание и формирование нравственного сознания детей дошкольного возраста через проектную деятельность

Патриотическое воспитание и формирование нравственного сознания детей дошкольного возраста через проектную деятельность

- «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».

- Во все времена любовь к Родине, патриотизм в нашем государстве были чертой национального характера. К сожалению, в последнее время в обществе утрачиваются традиции патриотического сознания, поэтому актуальность проблемы воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста очевидна. 

Патриотизм – это и преданность своему Отечеству, и стремление сделать всё возможное, чтобы сделать нашу Родину могущественнее и ещё краше, при этом сохраняя культурную самобытность русского народа. Актуальность:

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности.

Идея патриотического воспитания, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности.

Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. 

К.Д.Ушинский писал: «Ребёнку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребности детства». Но никакие знания воспитателя не дадут эффекта, если сам он не будет любить свою страну, свой город, свой народ.

Несомненно, основы ценностного отношения к окружающему миру закладываются в детстве. Важно, чтобы первые детские ощущения были навеяны красотами родной природы, родным краем, родной страной. Хорошо, когда дети видят белоствольные берёзы, трепетные осинки и понимают, что это всё красиво и дорого, потому что это наша Родина. 

Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Необходимо именно в этом возрасте донести до детей мысль: спустя много-много лет люди помнят об исторических событиях, о грозных военных годах, чтят память погибших, окружают вниманием и любовью людей, защищавших Родину. 

В работе с дошкольниками особое внимание должно уделяться нравственно-патриотическому воспитанию, так как дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. Дети воспринимают окружающую действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства у них проявляются в чувстве восхищения. 

Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо стараться находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Причем такие методы, которые не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение содержанием. Одним из таких методов является проектная деятельность.

   Проектная деятельность представляет собой особый вид интеллектуально – творческой деятельности, совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности, способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат.Участниками проекта могут быть дети, их родители, педагоги детского сада. Проект является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода.

Выделяют следующие этапы выполнения проекта:

 1. Подготовительный этап. В него входит определение проблемы, актуальной и интересной для всех предполагаемых участников, выбор темы и типа проекта. 2. Этап целеполагания. На этом этапе происходит формулирование цели предстоящей работы, выяснение потенциала каждого участника проекта для его выполнения, установление возможностей для реализации проекта; определение предполагаемых результатов3. Этап планирования. Связан с составлением развернутого плана деятельности по достижению цели, подготовкой необходимых материалов, распределением заданий между участниками. 4. Исполнительский этап. Заключается в выполнении основных мероприятий, необходимых для поставленной цели. Основные виды деятельности на этом этапе – организация выполнения работ; разработка необходимых документов; непосредственное выполнение работ, предусмотренных проектом, получение продукта, результата деятельности.
5. Презентационный этап. На этом этапе происходит представление результата проектной деятельности. 

6 Рефлексивно-оценочный этап. Основные его составляющие – подведение итогов; оценка результатов; подготовка итогового документа.
  Метод проектов актуален и очень эффективен в социально – нравственном и патриотическом воспитании дошкольников. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Тип нравственно патриотического проекта можно охарактеризовать как информационно-практико-ориентированный. То есть информация и впечатления, полученные детьми в процессе ознакомления с документальными и историческими событиями России, находят свое отражение в различных видах деятельности – игре, изобразительном и художественном творчестве, в создании коллекций, выставок, экспозиций при активном участии педагогов ДОУ и родителей.

 Начиная работу над проектом с любой нравственно – патриотической тематикой важно, чтобы цель состояла в воспитании патриотических чувств, гражданской принадлежности, привязанности к Родине, формировании у детей осознанного отношения к знакомству с историческими событиями прошлого и настоящего своей страны, привитии чувства гордости за соотечественников, повлиявших на ход истории, служивших Родине, и желания быть защитником своей Отчизны.
14 июля 2020 в 12:44

Прикреплённые файлы:

Документ: Патриотическое воспитание и формирование нравственного сознания детей дошкольного возраста через проектную деятельность

Описание файла:

Файл называется: patrioticheskoe-vospitanie-detei-doshkolnogo-vozrasta_qn69o.pptx

Это официальный файл организации «Нарметова Елена Александровна, воспитатель МАДОУ №12 "Детский сад комбинированного вида"», в нём содержится Патриотическое воспитание и формирование нравственного сознания детей дошкольного возраста через проектную деятельность.

Размер файла: 0,1 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.